Как правильно играть бильярд

Русский бильярд. Общие правила.

История бильярдного спорта в России имеет глубокие корни, но несмотря на очевидную популярность этой игры среди населения, она долгое время существовала полулегально. Вплоть до конца 80-х годов прошлого века, когда усилиями энтузиастов была создана Федерация бильярдного спорта, все турниры носили локально-любительский характер, т.е. проводились в рамках одной бильярдной усилиями местных бильярдистов. Создание Федерации позволило, наконец, осуществить долгожданный переход от любительского, не имеющего четких правил спорта, к профессиональному и регламентированному. А в 1994 году были официально утверждены действующие и поныне правила игр и порядок проведения соревнований по русскому бильярду.
§ 1. Удар по битку.
Способ нанесения удара: наклейкой кия по направлению его продольной оси, причем допускается только единичное касание битка наклейкой. Положение других шаров в момент удара: прицельные шары при необходимости выставлены, все шары неподвижны. Положение игрока: игрок касается пола минимум одной ногой. Угол удара: а) Если биток стоит вплотную к прицельному шару – не менее 45 градусов. В случае сомнения угол удара уточняется у судьи. При этом удар по битку производится либо на резке в сторону от линии центров, либо таким образом, чтобы заставить биток уйти в сторону от прицельного шара или откатиться назад. б) При наличии близкостоящего к битку прицельного шара – под любым углом к линии центров на общих основаниях. Запрещенные удары: а) Пропих – удар, при котором время контакта наклейки кия с битком затягивается игроком, в результате чего и биток, и прицельный шар проталкиваются вперед. б) Нажим – удар, приводящий к тому, что близкостоящие или соприкасающиеся шары под нажимом кия как бы вдавливаются в лузу или меняют местоположение.
Штрафы: при несоблюдении данных правил игроку назначается штраф.
§ 2. Розыгрыш начального удара.
Чтобы определить, кто из игроков первым вступит в игру, между ними проводится розыгрыш. Процедура розыгрыша: Игроки выполняют удар битком с руки из дома по направлению к заднему борту, стоя по разные стороны от продольной линии стола. В случае возникновения разногласий между игроками по поводу расположения с той или иной стороны продольной линии, вопрос решается жеребьевкой. Автоматический проигрыш: Игрок автоматически проигрывает розыгрыш, если биток попадает в лузу, выскакивает за борт, касается длинного борта, не касается заднего борта, уходит на половину соперника. Подведение итогов: Право первого удара предоставляется игроку, чей шар остановился ближе к переднему борту. Повторный розыгрыш: проводится, если оба шара останавливаются на одном расстоянии от переднего борта, а также в случае нарушения правил обоими игроками. Право победителя: самому открыть игру или уступить это право сопернику. Последующие партии: Соперники продолжают игру по очереди вплоть до решающей партии, перед началом которой розыгрыш проводится заново.
§ 3. Порядок расстановки шаров.
После розыгрыша начального удара на игровом поле при помощи треугольника устанавливают пирамиду из пятнадцати стоящих вплотную друг к другу прицельных шаров с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.
§ 4. Начальный удар.
Во всех играх начальный удар с руки из дома производится битком по одному из прицельных шаров. В результате разбивки пирамиды какой-либо из шаров должен сыграть в лузу, пересечь среднюю линию или коснуться двух бортов.
а) «Русская пирамида» (71 очко), «Американка», «Московская пирамида», «Пирамида 8 шаров» (восьмерка). Положение игрока: в момент удара корпус игрока не должен выходить за продолжение внешней стороны длинного борта. Засчитанные шары (при правильном ударе): засчитанными считаются шары, сыгранные в дальние по отношению к дому угловые лузы, а также шары, случайно упавшие в другие лузы в результате сыгранных до, после или в момент падения сыгранного шара.
Быстрые виды вышеперечисленных игр. Местоположение игрока: игрок может бить с любой позиции, в том числе из-за внешней стороны длинного борта, но не заходя за продолжение линии дома. Засчитанные шары (при правильном ударе): засчитываются шары, сыгранные в лузу, при условии выхода битка из дома или соударения битка с прицельным шаром, находящимся вне дома.
б) Временный дом: При невозможности выполнить удар из дома, когда все без исключения прицельные шары находятся в доме, удар производится с противоположной стороны стола, которая выполняет функцию временного дома, ограниченного задней линией и задним бортом.
в) Установка битка: биток устанавливается в любую точку дома рукой либо при помощи кия или наклейки кия. Игрок, случайно установивший биток за пределами линии дома, получает предупреждение от судьи. Если игрок игнорирует замечание и повторно располагает биток вне дома или же производит удар не из дома, на него налагается штраф.
г) Ввод битка в игру: Биток, пересекший линию дома или коснувшийся одного из прицельных шаров на игровом поле после удара наклейкой кия, считается введенным в игру. При невыполнении любого из этих условий начальный удар выполняется заново.
д) Общие для всех игр правила: Начальный удар с руки из дома может производиться исключительно по находящимся вне дома шарам. Шары, расположенные в доме, могут быть сыграны только в случае выхода битка из дома или соударения битка с одним из прицельных шаров, находящихся вне дома. Условия, при которых сыгранный таким образом шар засчитывается, перечислены в пункте а.
Игровые ситуации, в которых требуется выполнять удар с руки из дома:
• начало партии (все игры);
• развязка «глухой позиции» (все игры);
• счет 70:70 (все виды «Русской пирамиды»);
• попадание битка в лузу или вылет битка за борт («Русская пирамида», «Московская пирамида», «Пирамида 8 шаров», быстрые виды этих игр).
§ 5. Сыгранные шары.
Шар, забитый в лузу правильно выполненным ударом, называется сыгранным. Нюансы: а) Шар остается в игре, если, отразившись от лузы, возвращается на игровую площадь стола. б) Прицельный шар не может быть засчитан и выставляется без штрафа, если попадание его в лузу произошло вследствие преднамеренного скатывания по борту. При выставлении шара руководствуются правилами конкретной игры.
§ 6. Выскочившие шары.
Шар называется выскочившим, если он: а) после завершения удара останавливается за пределами игрового поля, т.е. на полу, на борту и т.д.; б) в результате удара о какой-либо предмет за пределами стола (руку, одежду, кий, мел) самостоятельно возвращается на игровую поверхность стола. Нарушения: Игрок, чей шар в момент выскакивания задевает в пределах стола какой-либо предмет, принадлежащий одному из партнеров (мел, кий, одежду), считается нарушившим правила и получает штраф. Аналогичное поведение шара за пределами стола не является нарушением.
Возвратившиеся на поле после удара о какой-либо предмет в пределах стола (осветительный прибор, скоба лузы, кий) шары остаются в игре.
Выставление выскочивших шаров: регулируется правилами конкретной игры, а также некоторыми общими положениями. а) После завершения удара выскочившие прицельные шары выставляются без штрафа, сыгранные шары засчитываются, и игрок получает право сделать следующий ход. Остальные особенности зависят от выбранной игры. б) Выскочивший биток наказывается штрафом, а при наличии забитых в результате такого удара шаров шары не засчитываются. Способ выставления битка варьируется в зависимости от требований игры:
— При игре в Русскую пирамиду», «Московскую пирамиду», «Пирамиду 8 шаров», включая быстрые виды этих игр, биток выставляется судьей на середину короткого борта дома или временного дома, чтобы вступающий в игру соперник мог произвести удар с руки из дома. При этом соперник имеет право отказаться от удара в пользу играющего в зависимости от игровой ситуации («играй дальше»).
— При игре в «Американку» биток выставляется на середину заднего борта вплотную к борту либо на заднюю отметку, если речь идет о быстром варианте этой игры.
§ 7. Выставление шаров.
Правила выставления выскочивших и неправильно забитых шаров устанавливаются в рамках конкретной игры. Тем не менее, во всех играх любой выставленный шар играется как прицельный.
§ 8. Положение шара.
О положении шара на игровом поле судят по положению его нижней точки, называемой центром шара, относительно линий и отметок стола. В случае если шар в ходе игры оказывается точно на одной из линий стола, он считается стоящим за пределами этой линии. Примеры: шар, остановившийся точно на центральной линии, будет расположен на противоположной по отношению к играющему стороне стола. Шар, оказавшийся точно на линии дома, будет считаться стоящим вне дома.
§ 9. Начало и завершение удара.
Время удара отсчитывается с момента соприкосновения битка с наклейкой кия вплоть до полной остановки всех шаров, находящихся на поле, включая вращающиеся на месте шары.
§ 10. Удар по близкостоящему шару.
Близкостоящим считается шар, расположенный от битка на расстоянии не более 1/2 радиуса шара. Удар по близкостоящему, а также по соприкасающемуся с битком шару считается правильным, если: а) он выполнен на резке под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров; б) после соударения с таким шаром биток останавливается либо уходит назад или в сторону, но не заходит за линию штрафной зоны. Любые нарушения караются штрафом.
§ 11. Вступление в игру соперника.
Если после завершения удара одним из игроков ни один из шаров не был сыгран или удар был произведен с нарушением правил, ход переходит к сопернику. Если нарушение правил подразумевает также и наложение штрафа, соперник получает право в зависимости от игровой ситуации на поле требовать от нарушившего сделать следующий удар («играй дальше»).
§ 12. Штрафы.
Отдельные нарушения правил игры влекут за собой наложение штрафа. В случае неоднократного нарушения правил при выполнении одного удара игрок штрафуется один раз. Очки за забитые с нарушением правил шары не начисляются, и шары выставляются согласно правилам конкретной игры.
Штрафы за нарушения общего характера:
1) нанесение следующего удара до завершения предыдущего; 2) касание рукой, одеждой, кием и т.п. какого-либо шара на поле в ходе игры; 3) вмешательство в игру соперника.
Штрафы за нарушения, связанные с ударом по битку:
1) вынос битка за линию дома при выполнении начального удара; 2) выполнение начального удара по битку с противоположного конца стола; 3) отрыв обеих ног от пола при выполнении удара по битку; 4) вынос корпуса за продолжение внешней стороны длинного борта в момент выполнения начального удара с руки из дома; 5) касание битком прицельного шара, находящегося в доме, при ударе с руки из дома; 6) отсутствие касания битка с прицельным шаром; 7) вылет битка за борт; 8) неправильный удар по битку; 9) неправильный удар битком по близкостоящему прицельному шару; 10) удар пропихом по шару, отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, т.е. затягивание времени контакта битка с наклейкой кия, в результате чего проталкивается как биток, так и прицельный шар; 11) удар нажимом с вдавливанием прицельного шара от борта в лузу; 11) двойной удар по битку наклейкой кия.
Штрафы, связанные с конкретными играми:
1) выполнение удара не битком («Русская» и «Московская пирамиды»); 2) падение битка в лузу («Русская пирамида»); 3) неправильный отыгрыш («Американка»).
§ 13. Зависшие шары.
Шар называется зависшим, если в результате удара он останавливается в растворе лузы, с трудом удерживая равновесие, т.е. зависает над лузой. В зависимости от сопутствующих обстоятельств и последующего поведения зависшего шара такой шар может быть засчитан или не засчитан. Зависший шар засчитывается (считается сыгранным), если: а) падает в лузу до завершения удара, при этом игрок получает право сделать следующий ход; б) падает в лузу по инерции после кратковременной остановки в створе лузы, при этом биток, которым шар был послан в лузу, остается на месте; в) данный шар является последним из движущихся на поле шаров и падает в лузу, лишь на несколько секунд задержавшись в створе лузы.
Зависший шар не засчитывается, если: а) падает в лузу после завершения удара; б) последующее падение шара в лузу вызвано толчком или сотрясением стола; в) при ударе по нему битком шар фактически падает не от удара, а самопроизвольно до соприкосновения с битком. В первых двух случаях упавший шар устанавливается судьей на прежнее место, и игра возобновляется на общих основаниях. В третьем случае шар возвращается на место для нанесения повторного удара без наложения штрафа.
Особые случаи: При игре в «Русскую пирамиду» и «Пирамиду 8 шаров», включая быстрые виды этих игр, зависший над лузой, а затем упавший в нее биток не наказывается штрафом, а при игре в «Московскую пирамиду» и быстрые ее виды упавший таким образом биток не считается сыгранным.
§ 14. «Глухая позиция».
В ходе игры могут возникнуть ситуации, когда одна из луз оказывается блокированной скоплением шаров или когда положение шаров на игровом поле практически не меняется после серии отыгрышей, вследствие чего игра принимает затяжной характер. В таких случаях говорят, что имеет место «глухая позиция». Для разрешения ситуации судья, объявив о своем решении партнерам, устанавливает с помощью треугольника укороченную пирамиду из оставшихся на столе прицельных шаров, помещая передний шар на заднюю отметку. После проведения розыгрыша выигравший получает право продолжить игру с руки из дома.
§ 15. Вмешательство постороннего.
Все случаи вмешательства посторонних лиц и внешних сил, могущие нарушить ход игры, находятся в ведении судьи, который восстанавливает исходную расстановку шаров на игровом поле для выполнения повторного удара, не налагая при этом штрафов на участников игры. К случаям непреднамеренного вмешательства относятся: а) непосредственное воздействие на шар посторонним лицом, вследствие которого шар приходит в движение; б) физическое воздействие на наносящего удар игрока, в результате которого шар смещается или меняет траекторию движения; в) возникновение чрезвычайных обстоятельств, как-то отключение электричества, падение осветительного прибора, поломка оборудования, порыв ветра и пр. В случае если действия постороннего лица носят умышленный характер, игра приостанавливается вплоть до выдворения данного лица с места проведения соревнований.
§ 16. Вмешательство соперника.
К сопернику, вмешивающемуся в игру партнера, применяются штрафные санкции. Случаи, квалифицируемые как вмешательство: а) касание или смещение в сторону любого шара на поле, остановка движущего шара – шары возвращаются на исходные позиции, игра продолжается; б) задержка играемого шара, находящегося на пути к лузе – шар засчитывается, игра продолжается; в) препятствование выполнению удара играющим путем создания ему помех, а также отвлечение его внимания от игры; г) умышленное вмешательство – наказывается в соответствии с разделом «Неспортивное поведение».
§ 17. Умышленное затягивание игры.
Если судья, контролирующий ход игры, приходит к выводу об умышленном затягивании игры одним из игроков, такой игрок получает предупреждение, а время на подготовку следующего удара сокращается для него до одной минуты.

 ОБЩИЕ ПРАВИЛА РУССКОГО БИЛЬЯРДА

1. Разметка бильярдного стола.

1.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка — точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия — прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины — переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка — точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома — прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка — точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Зона лузы — радиус 136 мм от точки падения в лузах бильярдного стола.
(7) Линия выставления шаров — часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
(8) «Мертвая зона» — это часть игровой поверхности стола из которой забить прицельный шар невозможно. Визуально она определяется путем соединения точки падения средней лузы и серединой короткого борта, если средняя луза находится справа то и «мертвая зона» тоже справа или наоборот.
1.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.
Примечание: на игровую поверхность стола могут наноситься две дополнительные линии для точного установления пирамиды. Первая проходит через центр шара, стоящего в вершине пирамиды, параллельно заднему борту длинной 100 мм. Вторая проходит через центр шаров, стоящих в основании пирамиды, параллельно заднему борту длинной 400 мм. Обе линии равноудалены от длинных бортов.

2. Используемые шары.

Стандартный набор из шестнадцати бильярдных шаров: пятна­дцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: на цветном шаре без номера может быть нанесена разметка в виде линий или точек.

3. Биток и прицельные шары.

3.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
3.2. При игре в «Московскую динамичную» и «Русскую классическую» битком служит цветной шар.
3.3. При игре в «Длинную американку» любой шар на игровой поверхности стола может быть выбран в каче­стве битка при выполнении любого очередного удара (исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар).
3.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

4. Соударение битка с прицельным шаром.

4.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
4.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любо­го борта (бортов).
4.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

5. Игра после нарушения.

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставле­ния неправильно забитых и выскочивших шаров, а также выставления с полки на стол штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.

6. Розыгрыш начального удара.

6.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к
заднему борту и обратно. При этом используются два белых шара. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
6.2.Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
6.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
6.4. Если один из игроков нанес удар после того, как шар его соперника достиг заднего борта, то он автоматически проигрывает розыгрыш. Если при этом, проигравший розыгрыш игрок считает, что соперник умышленно нанес удар с опережением, он может апеллировать к судье.
6.5. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

7. Исходная расстановка шаров.

7.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в фор­ме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
7.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.
Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие ус­тановку неполной пирамиды (см. п.24). При уста­новке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к уста­новке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем — неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. При этом основание (нижний ряд) должен быть заполнен. Для этого, в случае необходимости, перемещают шары из вершины пирамиды.

8. Положение шара.

Положение шара определяется положением его центра.

9. Дом и линия дома.

9.1. Линия дома не является частью дома.
9.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

10. Введение битка в игру (начало игры).

10.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
10.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует ис­пользовать цветной шар.
10.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п.10). Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
10.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 13).
10.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

11. Правильный начальный удар.

11.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) любой из шаров коснулся двух бортов.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
11.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
11.3. В 1-й партии право начального удара определяется с помощью розыгрыша. Далее начальный удар производит победитель предыдущей партии. Также победитель текущей партии имеет право передать начальный удар сопернику.

12. Начало и завершение удара.

12.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
12.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае — штраф.

13. Удар кием по битку.

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае — штраф.

14. Касание ногой пола.

При выполнении удара по битку, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае — штраф.

15. Запрещенное касание шаров.

15.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае — штраф.

16. Запрет двойного удара.

При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае — штраф.

17. Запрет пропиха.

17.1. Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударе­ния (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифи­цируется как пропих и наказывается штрафом.
17.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта — «наклейка кия — биток — прицельный шар», то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров.
(2) или таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае — штраф.
Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смеще­ния последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.4.3).

18. Правильно завершенный удар.

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров:
(1) забит в лузу;
(2) касается 2-х бортов; или
(а) до­водит до другого борта любой шар; или
(б) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту;
(3) остановился в зоне лузы (см. п.1(6));
(4) произошло касание зоны средней лузы — один из сыгранных шаров должен коснуться борта в зоне средней лузы. При игре «прицельного» шара в среднюю лузу, он должен находиться вне пределов «мертвой зоны» для данной лузы (см. п.1.1, р.8).
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

19. Штрафной и премиальный удар с руки из дома.

19.1. При игре в «Московскую классику» удар с руки из любого дома произво­дится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штраф­ным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу).
19.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром.

20. Правильно и неправильно забитые шары.

20.1.Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
20.2.Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 12), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
20.3. Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 12), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, счита­ется забитым правильно.
Примечание. Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был пра­вильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
20.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
20.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

21. Шар на краю лузы.

21.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
21.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары ус­танавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
21.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не­ устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

22. Выскочивший шар.

22.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
22.2.Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращает­ся на игровую поверхность.
22.3. Если биток выскакивает за борт, налага­ется штраф. За выскочивший за борт прицельный шар штраф не налага­ется.
22.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

23. Выставление шаров.

23.1. Все неправильно забитые, выскочившие за борт шары, а также отложенные штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
23.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном по­рядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как мож­но ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на ли­нии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отмет­кой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как мож­но ближе к задней отметке.
23.3. При игре в «Длинную американку» любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в «Московскую классику» — в качестве прицельного шара.
23.4. Шары, вышедшие из игры нельзя использовать с целью проведения каких-либо замеров для определения расстояния между шарами, шаром и бортом и т.д.

24. Вмешательство постороннего.

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства по­стороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игро­ка, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра про­должается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключе­ние света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пира­миды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 11). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.7.

25. Вмешательство в игру соперника.

Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматри­вается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф. При этом нарушенная позиция шаров восстанавливается.

26. Штрафы.

26.1.Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.4.3.)
(2) при неправильном начальном ударе (см. п. 11.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 12.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 13);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 14);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 15);
(7) при двойном ударе (см. п. 16);
(8) при пропихе (см. п. 17.1 и п. 17.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.18);
(10) при выскакивании битка за борт (см. п.22.3);
(11) при превышении лимита времени на удар (см. п.28);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.25);
(13) за нанесение при прицеливании меток на сукно или борта;
(14) если игрок для прицеливания кладет кий на стол, не придерживая его рукой.
26.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.

27. Отложенный штраф.

27.1. Если после штрафного удара у нарушителя нет на полке шаров, то взимание штрафа откладывается до результативного удара. При этом счет его очков в партии -1, -2 и т.д.
27.2. Штрафной шар выставляется в соответствии с п. 23.1.

28. Лимит времени.

28.1. Время на совершение удара — 40 секунд (при прямых трансляциях на ТВ-30 секунд) с момента остановки шаров.
28.2. В каждой партии спортсмену при необходимости, но не более 2-х раз, дается дополнительное время на совершение удара в течение последующих 40 (30-ти) секунд. При этом соблюдается процедура, описанная в п.11.3.
28.3. Судья у стола после решения, что игрок нарушил правило 40 (30-ти) секунд, дает команду «Время» и засекает 40 (30-ть) секунд на удар. При этом первое дополнительное время на совершение удара считается использованным. После второго превышения игроком лимита 40 (30-ти) секунд процедура повторяется. Спортсмен, нуждающийся в дополнительном времени, может сам обратиться к судье: «Дополнительное время» и судья засекает 40 (30-ть) секунд на удар. После использования игроком (игроками) дополнительного времени, судья осуществляет хронометраж каждого удара. При этом за 10 секунд до истечения времени на удар, он подает команду: «10 секунд». Если и после этого спортсмен не укладывается в отведенное на удар время, на него налагается штраф.

29. Перерывы.

29.1. В течение матча каждый из спортсменов имеет право на один пятиминутный перерыв. При игре в «Длинную американку» перерыв игрок имеет право взять только на «своем» ударе. Дополнительный перерыв перед контровой партией предоставляется, если матч проходит до 4-х и более побед (московская классика). Если спортсмен не воспользовался перерывом до контровой партии, то он теряет право на дополнительный перерыв.
29.2. При трансляции матча на ТВ в прямом эфире перерыв возможен только с разрешения судьи у стола.
29.3. При игре на ТВ столе на спортсмена, опоздавшего после 5-ти минутного перерыва, налагается штраф в размере 50-ти долларов США за каждую минуту опоздания.
29.4. Спортсмен не имеет право покидать стол и останавливать игру без весомых причин, и без разрешения судьи у стола (или соперника, если игра ведётся без судьи у стола).

30. Серия с кия.

30.1. При определении наибольшей серии с кия к зачету принимаются: 15 и более шаров у мужчин, 8 и более — у женщин.
30.2. Для фиксации серии без судьи у стола спортсмен должен пригласить судью, находящегося в зале после 8-ми забитых шаров у мужчин и после 5-ти — у женщин.
30.3. Сыгранную серию судья фиксирует в протоколе матча.
30.4. После того, как спортсмен набрал 8 очков, ему засчитывается победа в партии и предоставляется право продолжить игру для увеличения серии с кия. При этом штрафной удар во время данной продолженной игры на предыдущую партию не распространяется, но служит основанием для остановки серии за минусом неправильно забитого шара. При этом после любого результативного удара игрок может попросить судью установить исходную расстановку шаров для начала следующей партии.

31. Неспортивное поведение.

31.1. Участники соревнований обязаны соблюдать принципы честной и корректной спортивной борьбы, а также соблюдать нормы поведения по отношению к другим участникам, официальным лицам и зрителям.
31.2. Судья обязан пресекать факты неспортивного поведения следующими санкциями:
— замечание;
— предупреждение;
— объявление поражения в партии или встрече;
— отстранение от участия в соревнованиях.
31.3. Примененные санкции отмечаются в протоколе.
31.4. В случае отстранения спортсмена от участия в соревнованиях стартовые взносы возврату не подлежат.

32. Заказ.

32.1 Все прямолетящие шары засчитываются.
32.2. В случае, если шар перед падением в лузу задевает любые шары или борта, то он считается случайным и не засчитывается. Штраф при этом не налагется. Удар переходит к сопернику.
32.3. При объявлении заказа требуется указать кием шар и лузу, в которую будет сыгран шар. Один шар можно заказать только в одну лузу.
32.3. После падения «прямолетящего» или «заказного шара» другие шары упавшие в результате такого удара засчитываются.

Термины