Чем выкрутить сломанную шпильку

Виды устройства

Существует три разных типа экстракторов для выкручивания застрявших крепёжных деталей, которые немного отличаются между собой способом эксплуатации.

  • Спиральные винтовые. Считаются самыми эффективными и надёжными для изъятия сломанных деталей. Отличаются конусообразной формой. На экстракторах такого вида имеется специальная резьба, разная с двух сторон. С правой стороны резьба предназначена для извлечения болтов и шпилек, у которых резьба расположена с левой стороны. А левая резьба на экстракторе необходима для извлечения деталей, у которых резьба находится с правой стороны. Данный инструмент работает особым образом: он не вбивается в поломанную деталь, а просто вкручивается в место, предварительно просверленное по центру застрявшего в предмете шурупа или болта. После того как экстрактор будет вкручен, он заклинивается, а затем спокойно выкручивается одновременно с крепёжным элементом. Чтобы вытащить застрявший болт, потребуется приложить немало усилий, поэтому в этом случае всегда применяется специальный инструмент — вороток, который необходим для качественного зажима и вращения некоторых слесарных инструментов и, в частности, предметов.
  • Что касается экстракторов клиновидной формы, то они изготавливаются в виде конуса с небольшими гранями. Используется очень просто: инструмент требуется аккуратно вбить при помощи обычного молотка в заранее просверленное отверстие поломанной крепёжной детали. После того как устройство будет вбито, его нужно заклинить, после чего выкрутить при помощи гаечного ключа. Данный вид экстрактора очень прост в использовании, особых усилий для выкручивания застрявшего болта прилагать не требуется. Однако чтобы проделать работу качественно, экстрактор необходимо всегда вбивать точно по центру обломанной детали, иначе вытянуть её будет крайне проблематично. Более того, в процессе использования инструмента иногда могут возникать трудности с удалением уже выкрученного болта из самого устройства.
  • И последний тип экстрактора — стержневой. Он имеет форму стержня с очень острыми гранями. Данное приспособление используется по такому же принципу, что и остальные два вида: вначале в центре детали просверливается небольшое отверстие, после чего в нём заклинивается само устройство. Процесс выкручивания детали производится с использованием подходящего гаечного ключа. Этот тип устройства обладает одним существенным недостатком: уже выкрученные с предмета крепёжные элементы крайне плохо достаются их самого инструмента.

Как видно, каждый тип приспособления имеет свои определённые особенности, которые обязательно следует учитывать при выборе инструмента.

Инструкция по эксплуатации

Чтобы научиться пользоваться данным инструментом, достаточно понимать его основной принцип действия, который заключается в следующем: в поломанной детали прямо по центру обязательно должно проделываться небольшое отверстие. При этом следует помнить, что диаметр отверстия ни в коем случае не должен превышать диаметра поверхности сломанной детали. После чего в сделанное отверстие вставляется само устройство, вкручивается в сломанный болт и выкручивается уже вместе с ним.

Правила извлечения детали

При извлечении детали следует руководствоваться следующими правилами:

  • Перед началом работы лучше всего обработать смазкой заклинивший болт.
  • В том случае, если болт очень старый и покрылся сильной ржавчиной, то его стоит обработать любым средством, растворяющим ржавчину.
  • После этого требуется высверлить отверстие, что делается при помощи использования специальной втулки, которая прилагается к набору инструмента.
  • Затем экстрактор вкручивается в застрявшую деталь либо вбивается.
  • После того как устройство хорошо заклинится в детали, оно выкручивается одновременно с ней при помощи соответствующего гаечного ключа.

Разумеется, техника работы с инструментом будет немного отличаться в зависимости от того, в каком именно месте застрял болт.

Способы извлечения поломанных болтов

Итак, процесс извлечения напрямую будет зависеть от того, в каком именно месте застрял обломок.

  • В том случае, когда болт сломался на одном уровне с поверхностью предмета, для его извлечения понадобится дополнительный слесарный инструмент, необходимый для разметки центральных лунок, называется кернер. С его помощью можно с высокой точностью наметить место в центре поломанной детали для дальнейшего сверления. После разметки высверливается лунка, куда потом вставляется стержень экстрактора, после чего обломок детали спокойно выкручивается.
  • Когда болт поломан ниже уровня поверхности предмета, то для его извлечения вначале потребуется в образовавшееся углубление вставить направляющую втулку, которая прилагается к набору инструмента. После чего нужно сделать глубокую лунку в застрявшей детали при помощи сверла. В том случае, если диаметр застрявшего болта окажется очень большим, то сперва следует использовать небольшое сверло. В полученную лунку вставляется стержень нужного размера и вбивается при помощи молотка. Затем устанавливается сама втулка и выкручивается болт.
  • Если же место разлома детали оказывается выше уровня крепежа, то сперва устанавливается направляющая втулка, после чего делается углубление в застрявшем болте. В полученное углубление вставляется стержень и выкручивается кусок болта.

Работать с экстракторами болтов достаточно просто, и особых навыков совершенно не требуется. Единственное, о чём всегда нужно помнить, — просверливать лунку нужно строго по центру, чтобы избежать смещений в какую-либо сторону. В противном случае могут возникнуть проблемы с извлечением обломка детали.

Преимущества использования инструмента

В отличие от тщетных попыток выкрутить вклинившуюся сломанную деталь вручную, использование экстрактора имеет несколько неоспоримых преимуществ.

  • Инструмент очень прост в использовании. Чтобы им воспользоваться, не нужно обладать какими-то особыми навыками в области ремонта.
  • Наборы экстракторов имеют доступную стоимость, поэтому их себе может позволить каждый.
  • В комплект входят все доступные экстракторы различного размера и диаметра.
  • При использовании данного инструмента можно очень быстро выкрутить любую поломанную крепёжную деталь, застрявшую в предмете, мебели, технике или автомобиле.
  • Если приобретать качественные инструменты, изготовленные из прочной стали, вероятность поломки экстрактора в процессе выкручивания застрявшей детали будет сведена к минимуму.

Конечно, нужно учитывать, что далеко не каждый болт можно вытянуть при помощи данного инструмента. Главное правило, которое следует соблюдать, заключается в том, что тело застрявшей детали обязательно должно быть на порядок мягче, чем материал, из которого изготовлен инструмент. Поэтому лучше всего приобретать качественный набор в специализированном магазине.

Полезные рекомендации

Чтобы процесс выкручивания застрявших крепёжных элементов оказался максимально быстрым и эффективным, нужно соблюдать определённые правила.

  • Всегда необходимо использовать масло для резки, чтобы существенно увеличить сроки эксплуатации экстракторов.
  • Чтобы проще было извлекать застрявший шуруп или болт, достаточно перед использованием экстрактора немного нагреть застрявшее изделие.
  • Применение сверл с обратной резьбой намного упрощает процесс выкручивания застрявших обломков.
  • Если у застрявшей детали была сорвана резьба, то для её выкручивания лучше всего использовать ключ на шесть граней.
  • Прежде чем приступить к работе, лучше всего вначале смазать обломанную деталь любым смазывающим средством, например, растворителем или маслом.
  • При использовании дрели с обратным вращением можно вытянуть застрявшую деталь без экстрактора. Однако данный вариант может и не сработать, поэтому если нет уверенности, что всё пройдёт гладко, лучше не рисковать и сразу использовать экстрактор. В противном случае можно существенно ухудшить ситуацию.
  • При работе с экстрактором рекомендуется всегда одевать защитные очки. Обусловлено это тем, что при работе с металлом экстрактор может повредиться или сломаться, а части поломанного инструмента разлететься в разные стороны и попасть в глаза.
  • В том случае, если вытянуть поломанный элемент всё же не удалось, придётся заново делать отверстие большего диаметра и нарезать резьбу.
  • Если использовать молоток и керн, то можно немного сдвинуть застрявшую деталь, а затем вытянуть. Для этого нужно разместить слесарное керно под углом ровно в 45 градусов прямо у основания поломанной детали. После этого по кругу, в четырёх разных местах, отбить молотком (против часовой стрелки). Если делать всё правильно, деталь должна расшататься и спокойно вытянуться.

Экстрактор болтов — действительно удобный инструмент, превосходно справляющийся с металлическими метизами, болтами, шурупами и шпильками. Однако он может работать только в совокупности с дрелью или хотя бы шуруповёртом. Сам по себе экстрактор не поможет вытянуть застрявшую деталь.

lucky09-11 ›
Блог ›
Как выкрутить шпильку, если она обломалась. Народные способы

Если вы часто ремонтируете свой автомобиль или какую-то технику, то, скорее всего, уже успели «познакомиться» с такой проблемой, как обломанная шпилька. Часто это бывает на том же выпускном коллекторе. Из-за постоянного перепада температур металл этого крепёжного элемента не выдерживает и при определённом неправильном усилии просто крошится. В такой ситуации есть два варианта решения проблемы. Это поездка на автосервис или продолжение самостоятельного ремонта.

Когда у вас все ещё есть желание «поковыряться с железяками», то здесь уже не обойтись без некоторых хитростей. Хотя некоторые пытаются просто высверлить обломанную шпильку. Нужно сказать, что часто это реально помогает. Но есть так называемые народные способы, которые реально работают.

Когда обломанная шпилька немного выступает

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то в извлечении шпильки можно будет использовать молоток и небольшое острое зубило. Дальнейшие действия до примитивности просты. Ставьте зубило на шпильку так, чтобы при ударе об неё образовывались насечки, в которые потом можно будет вставить отвёртку. С помощью последней наверняка удастся поддеть шпильку и начать её выкручивать.

Использование очень острого зубила позволяет всего за пару несильных ударов сформировать на поверхности шпильки небольшую полость, в которую точно вставится отвёртка. Кстати, само зубило стоит предварительно немного заточить для более качественной работы. С его помощью получится нормальная канавка в шпильке. Но бывает, что такой способ по некоторым причинам не срабатывает. Тогда стоит двигаться дальше.

В дальнейшем вам может помочь ударная отвёртка.

Нужно заметить, что те механики, кто работал с таким инструментом, наверняка будут положительно отзываться о его эффективности. Если ударная отвёртка уже есть в вашем арсенале, то использование зубила, вообще, можно отложить.

Края шпильки просто не видно

Эта ситуация довольно сложная, но подобную проблему иногда удаётся решить при помощи той же ударной отвёртки. Только предварительно в ней придётся сделать канавку сразу под зубилом. В этой ситуации важно понимать, что используемая бита должна быть меньше толщины обломанной шпильки. Только так удастся оставить невредимыми саму делать и резьбу на ней.

Многие профессионалы пользуются особым инструментом для извлечения обломанных шпилек. Называется такое устройство экстрактором.

Пользоваться им стали относительно недавно, так как в нашей стране их просто не было. Внешне экстрактор чем-то напоминает инструмент стоматолога. Да и принцип работы у него практически такой же.

Итак, извлечение обломанной шпильки при помощи экстрактора начинается с предварительного сверления небольшого отверстия в самой шпильке. Возможно, придётся её немного накернить. Затем производится сверление под экстрактор на две трети его рабочей части.

У этого инструмента левая резьба, что позволяет вытащить обломанную шпильку простым вращением самого экстрактора. Он закручивается до того момента, пока шпилька не выйдет из детали на нужную высоту. Или полностью не выкрутится.

Вообще, экстрактор – вещь неплохая. Его существенный недостаток – это высокая стоимость. Часто одну единицу купить просто невозможно, так как продаются они комплектами. Но тем автолюбителям, кто занимается ремонтом довольно часто, подобные приспособления наверняка будут полезны и актуальны в работе.

Что касается банального сверления, то его использование малоэффективно. Так как в результате этого процесса сохранение резьбы – дело довольно редкое.