Шахматы кто как ходит

Как играть новичку

Если вы начинающий шахматист, рекомендую начинать партию ходом е2-е4. Это самый популярный ход в мире. Этому есть объяснение.

Ход е2-е4 открывает дорогу сразу двум фигурам: ферзю и слону. Кроме того, белые уже первым ходом начинают борьбу за контроль центра доски.

Соответственно черными в ответ на е2-е4 резонно ответить е7-е5. Аргументы аналогичны вышеизложенным.

В дальнейшей игре рекомендую руководствоваться следующими принципами:

Развивайте легкие фигуры – слонов и коней. Коней лучше выводить ближе к центру доски – на поля f3, с3,f6,с6.

Центр доски – поля е4, е5, d4 и d5 является определяющим плацдармом для борьбы за преимущество. Старайтесь держать эти поля в поле зрения своих фигур

Старайтесь не тянуть с рокировкой. В целях безопасности короля.

Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля. Это ослабляет позицию.

Для раннего ввода в игру ферзя должны быть веские основания. Эта сильнейшая фигура обладает большими возможностями, но в силу своей ценности может оказаться объектом для атаки. Придется постоянно уводить ферзя от размена на менее ценную фигуру.

Понятно, что это очень общие принципы, изложенные кратко. Для описания различных шахматных стратегий написаны десятки монографий. Если вы начинающий – всему своё время.

Еще раз подчеркнем: Начальная расстановка фигур на шахматной доске в классических шахматах строго определена. В других видах шахмат, например в шахматах Фишера расстановка произвольна. Но это совсем другая история.


Приветствую вас, дорогой друг!

Ладья – вторая по силе фигура после ферзя. Это фигура «тяжелая». Наряду с ферзем ладьи входят в обойму «тяжелой артиллерии» и обладают богатыми возможностями. Есть у ладьи и уязвимые места. Об этом вы узнаете из сегодняшней статьи. Итак, как ходит ладья в шахматах?

Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

Давайте разберем особенности ладьи, в картинках и просто на словах.

Ходы ладьи

Траектория движения ладьи – по прямой (по горизонтали или вертикали), в любую сторону на любое расстояние. Так же ладья и бьет.

Через фигуру перепрыгивать ладье не разрешается.

По сути, правила ходов ладьи аналогичны слону, с той лишь разницей, что слон ходит по диагонали, а ладья по прямой.

Относительная ценность ладьи – пять пешек. Иными словами, по умолчанию, ладья сильнее коня или слона, но несколько слабее двух этих легких фигур вместе.

В современных шахматах ладья в начале партии обычно дремлет за забором собственных пешек. Словно былинный Илья Муромец, сидевший сиднем на печи тридцать три года. Шахматная партия длиться, прямо скажем, — поменьше. Звездный час ладьи наступает, когда позиция открывается и дело доходит до открытого столкновения.

Ладье нужен простор

Полагаю, вы уже догадались, что ладья любит простор на доске. Выйдя на оперативный простор, ладья может развивать мощь, превосходящую ее ценность относительно других фигур. Например:

Казалось бы, у черных материальный перевес, два коня по определению сильнее ладьи. Однако, в данной конкретной позиции все решают нюансы:

  • Ладья на оперативном просторе – в своей стихии.
  • Кони в открытой позиции чувствуют себя не столь уверенно, как в закрытых. Мы говорили о свойствах коня в этой статье.

С учетом этих важных нюансов оценка позиции диаметрально меняется.

Главное – не дать коням скоординироваться:

1.Лd1-f1! Kg8-e7

Угрожало 2.Лf1-f3 и после отступления коня с h3 на g1 или g5, — 3.Лf3-g3, нападая на двух коней одновременно и выигрывая одного из них.

2.Лf1-f3 Кh3-g5

Разбежаться в стороны также не получается: 2… Кh3-g1 3.Лf3-g3 Kg1-e2 4. Лg3-e3. Снова оба коня под боем ладьи, один из них гибнет.

3.Лf3-g3!

Куда бы не отошел черный конь с поля G5, — двойное нападение на коней обеспечено. 3… Кg5-e4 4.Лg3-e3

или 3…Kg5-h7 (или f7) 4.Лg3-g7

В шахматах такое двойное нападение называется двойным ударом. Ладья – признанный мастер двойного удара.

Данный пример отлично характеризует силу ладьи, вышедшей на оперативный простор.

Трудно быть ладьей

Полагаю, заряд оптимизма, полученный во время анализа предыдущей позиции, поможет перенести примеры, где ладья выглядит совершенно беспомощной.

Пример бесславной гибели ладьи от замаскированного слона мы рассматривали в примере в статье как ходит слон.

Теперь пример преимущества коня над ладьей:

В позиции на диаграмме у черных некоторый материальный перевес: ладья против слона и пешки. Однако обратим внимание на незавидное положение ладьи. У нее нет ходов! Единственное доступное поле для ладьи – а8, бьется белым конем.

Следующим ходом белые разменивают слона на коня и подчеркивают преимущество коня над ладьей в этой конкретной позиции:

1.Сс4: е6! Крf6:е6

2.а4-а5!

Все. Ладья окончательно замурована. Белые постепенно оттесняют черного короля, проникают своим королем в стан неприятеля и «собирают урожай» черных пешек, выигрывая партию.

Отсюда вывод, вряд ли претендующий на оригинальность из-за своей очевидности: ладьи следует располагать на открытых линиях. Ладья, владеющая открытой линией, может представлять собой страшную силу.

Открытая линия – стихия ладьи

Пример:

Единственная открытая линия занята белой ладьей.

Белые играют 1. Лс1-с7!

Как бы не старались черные защитить свои пешки, сделать это невозможно. Как минимум, две из них будут «съедены» набравшей силу белой ладьей, ворвавшейся на седьмую горизонталь по открытой линии. Партия за белыми.

Линейный мат

Мат ладьей – явление гораздо более частое, чем мат конем или слоном. Я бы даже сказал обыденное. Особенно часто встречается так называемый линейный мат.

Самая простая его версия:

Такие картинки можно видеть в шахматных партиях довольно часто.

Еще вариант:

Полагаю, особенно комментировать здесь нечего, линейный мат в данном случае проще пареной репы.

Бывают и другие версии линейного мата. Более сложные.

Черные сыграли 1… Сc8-b7?, нападая на ферзя. Если ферзь уходит из под удара, черные ставят мат ферзем на g2.

Однако у белых активная ладья (открытая линия!), а черный король загорожен своими же пешками. 2. Фе4:в7!!

Если 2… Лв8:в7, то 3. Лс1-с8X. Черные не обязаны конечно брать ферзя и получать мат, но фигуру они потеряли.

В заключение:

  • Ладья – одна из двух «тяжелых» фигур и представляет серьезную ценность. Она сильнее легких фигур –коня и слона и тем более пешки.
  • Отсюда вывод: ладьи не следует выводить в начале партии в центр доски. Иначе она попадет под атаку менее ценных фигур. Оперативного простора в начале партии у ладьи нет и она довольно уязвима.
  • Стихия ладьи – оперативный простор.
  • Занимайте ладьями открытые линии

Некоторые неискушенные в шахматах люди называют ладью турой. Видимо из-за внешнего вида этой фигуры. Но мы уже с вами договорились о правильной терминологии. Ладья есть ладья и никак иначе. Уважаем правила шахмат, включая терминологию.

Как говорят: Как вы лодку (ладью) назовете, так она и поплывет!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

Королевские ходы

Перемещаться монарху по полю разрешено в любом направлении. Доходить он способен до любой клетки, если прежде не будет убит соперником. Один его ход равняется одной клетке.

Стоя в одном из угловых полей, королевская особа может атаковать на остальных 3 полях. Находясь на крайнем поле доски, она может двигаться по 5 полям. При расположении на остальных полях, монарх может двигаться по доступным ему 8 полям.

Если воин вражеской армии занимает клетку, подходящую для перемещения государя, он может рубить эту фигуру, будь это ферзь противника, и занять её место. Однако ему запрещено вставать на клетку, где, в связи с атаками соперника, есть риск попасть под шаха.

Недоступно монарху и передвижение по клеткам, занятым своим войском. А также он не может стоять рядом с вражеским королём. При завершении партии, когда прямых угроз со стороны воинов противника, оставшихся на поле, не имеется, его сила становится примерно равной силе, свойственной лёгким персонажам — слону или коню.

Ходы с рокировкой

Рокировкой называется ход, совершаемый одновременно королём и ладьёй, подразумевающий передвижение королевской особы на место выбранной ладьи, с параллельным её перемещением на поле, по которому монарх уже прошёл.

  • Рокировка, обозначающаяся «О-О», подразумевает короткую рокировку на королевском фланге.
  • Рокировка, обозначающаяся «О-О-О», означает длинную рокировку на ферзевом фланге.

Проведение рокировки невозможно, если:

  • Королём и ладьёй уже совершались ходы.
  • Королевская особа оказалась под шахом.
  • В результате рокировки венценосец неминуемо попадёт под шах.
  • Клетка между королём и ладьёй занята своей или чужой фигурой.
  • Король, но не ладья, двигается по полю, атакованному фигурой противника.

Место короля на поле

Во время игры часто возникают ситуации, когда монарха невозможно никуда передвинуть без риска его съедения. Привести такие ситуации могут либо к шаху, либо к мату, а могут обернуться патом.

Объявление шаха

Шах — ситуация, вызванная ходом противника, привёдшая к нападению на важную персону воина соперника.

Позиция со вскрытым шахом означает, что в результате хода, сделанного одной фигурой противника, королевская особа становится атакованной другой фигурой.

Ситуация с двойным шахом. Здесь венценосец сражается фигурами соперника сразу с двух сторон. Чаще всего его бьют обычным и вскрытым шахом последовательно.

В случае объявления королю шаха следующим шагом должно стать выведение фигуры из этой ситуации.

Для противостояния шаху можно воспользоваться тремя способами:

  • Передвижением короля по клеткам, не попадающим под атаку противника.
  • Выставлением своей фигуры на пути к монарху.
  • Битьём фигуры, объявляющей шах.

Защититься от попадания в ситуацию с двойным шахом можно только с помощью хода фигурой короля.

Своим правителем можно привести только к вскрытому шаху, так как невозможно рубить короля противника, не подставив своего под шаха.

Объявление мата

Мат является ситуацией, вызванной ходом противника, в которой монарх атакован фигурой соперника, а игроку не под силу защитить короля от объявления шаха.

Объявление мата говорит о завершении партии поражением одного из игроков, не сумевшего обеспечить защиту своему самодержцу, несмотря на стоящие в клетках фигуры и остаток времени у стороны, объявившей о мате.

Мат фигурой короля возможен только позицией со вскрытым шахом.

Провозглашение ничьей

Окончание шахматной партии не всегда приводит к победе одной из сторон. Одним из вариантов завершения партии является ничья:

  • В ситуации пата, когда противник совершённым ходом лишает соперника возможности допустимого хода. Здесь, какой бы ход ни был совершён королём, он рискует оказаться под шахом. Других фигур нет или они заблокированы, короля никто не атакует.

Пат часто является средством спасения для проигрывающего игрока.

  • Когда между игроками достигнуто взаимное согласие с таким результатом.
  • Противникам не удаётся поставить мат друг другу.
  • При повторении одной и той же позиции трижды, при этом необязательно, чтобы они шли друг за другом без перерыва.
  • В течение пятидесяти ходов оба игрока не задействовали пешек и не побили ни одну из фигур соперника.