Анкетирование для родителей

Анкета для родителей детского сада «Мой ребёнок»

Анкета для родителей детей, поступающих в ДОУ. Анкета «Мой ребёнок». Уважаемые родители!
Мы очень рады что ваш малыш будет посещать нашу группу. Для того чтобы адаптация вашего ребёнка прошла в более лёгкой форме, просим вас ответить на следующие вопросы.
1. Фамилия, Имя , дата рождения ребёнка.
_______________________________________________________________________________
2.Здоровье ребёнка ( заболевания, аллергия).
_______________________________________________________________________________
3. Как зовёте ребёнка дома (уменьшительно- ласкательное имя)?
_______________________________________________________________________________________________
4. Как малыш реагирует на знакомых и чужих людей?
_______________________________________________________________________________________________
5. Как проходит привыкание вашего ребёнка к изменившимся условиям (летом на даче , в гостях):
длительно, быстро, легко, без особых осложнений, были случаи заболевания и т.п.?
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
6.Кто в основном занимается воспитанием ребёнка?
_______________________________________________________________________________________________
7.Есть ли у ребёнка привычки (пить из бутылочки, сосать палец ,засыпать при укачивании и т.д.)?Перечислите:
_______________________________________________________________________________________________
8.Соблюдается ли режим дня ребёнка в семье, и как ( сколько раз ест, длительность сна,
прогулки и т.д.)? _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
9.Как ребёнок относиться к режимным моментам?
Уточните отдельные моменты:
сон( как засыпает и просыпается)_______________________________________________________________
кормление (аппетит, любимые блюда, новые блюда_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
переодевание, умывание , гигиенические процедуры_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
совместные игры________________________________________________________________________________
10.Сформированность навыков самообслуживания ( питания, одевания, умывания и т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
11.Его любимые игры и игрушки? Умеет ли ребёнок играть сам?
_______________________________________________________________________________________________
12.Как ребёнок относиться к общению с другими детьми? Делиться ли своими игрушками?
_______________________________________________________________________________________________
13.Как вы поощряете ребёнка (например за хорошее поведение)?
_______________________________________________________________________________________________
14.Как поступаете если ребёнок не слушается?
_______________________________________________________________________________________________
15. Что бы вы хотели получить от пребывания ребёнка в детском саду?
_______________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!

Рекомендуем посмотреть:

Методики изучения классного коллективаРодительское собрание по ПДД в подготовительной группеТворческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками»Занятие с родителями в детском саду. Конспект

Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители, просим вас оценить каждое из положений анкеты, выбрав одно из утверждений: да, нет, трудно сказать.

Вопросы

да

нет

трудно сказать

1. Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

— уровнем преподавания

— организацией школьного быта

— питанием в школе

— состоянием школьных помещений

— оформлением классов

— материально-техническим обеспечением школы

— отношениями между школьниками в классе

— вашими отношениями с педагогами и администрацией

— отношением вашего ребенка с педагогами

— отношением вашего ребенка к школе в целом

2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов.

3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?

4. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

5. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в городе»?

6. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?

7. Что, по вашему мнению, школа делает хорошо?

8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы сделать лучше?

Анкета «Отношение родителей к школе»

Родителям предлагается в быстром темпе закончить фразы:

В школе, где учится мой ребенок, мне нравится …

В школе, где учится мой ребенок, меня беспокоит …

Когда я затрудняюсь принять правильное решение в вопросах воспитания, я …

Мне хотелось бы побеседовать с учителем о …

Меня беспокоит в моем ребенке …

Если бы я был на месте учителя, то …

Сопоставление ответов на эти вопросы дает возможность лучше понять условия семейного воспитания, более обоснованно, предметно подготовить рекомендации, советы родителям.

Анкета для родителей «Совместная работа со школой»

1. Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытые уроки, посещение семей учителями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции, другие формы работы?

2. Какие формы работы вас затрудняют?

3. Каких форм взаимодействия нет в вашем классе?

4. Какие формы взаимодействия вы хотели бы ввести в практику?

5. Встречаете ли вы трудности в воспитании детей и какие?

6. Какие пути их разрешения возможны?

7. Готовы ли вы к совместной работе для преодоления этих трудностей?

Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»

1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.

2. Профессии обоих родителей.

3. Образование родителей.

4. Возраст обоих родителей.

5. Возраст существования семьи.

6. С кем чаще ребёнок проводит время.

7. Полная или неполная семья.

8. Как складываются отношения, если семья не полная.

9. Количественный состав членов семьи.

10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей.

11. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи).

12. Интересы, увлечения семьи.

13. Хобби членов семьи.

Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»

1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребенку?

2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам?

3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?

4. Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ребенку и почему?

5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш сын (или дочь)?

6. В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году?

7. Какие мероприятия вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?

8. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?

9. Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?

10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить?


Анкета для обучающихся «Взаимоотношения в семье»

  1. Кто больше внимания уделяет тебе в семье?
  2. Кому ты рассказываешь о своей школьной жизни, о прожитом дне?
  3. Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?
  4. Мама для тебя просто мама или ещё подруга?
  5. Наказывают ли тебя дома? Как?
  6. Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?

Анкета для родителей «Взаимоотношения в семье»

1. Кто занимается воспитанием ребёнка в Вашей семье?

2. Ваши мнения по вопросам воспитания в Вашей семье совпадают или же они разные?

3. В чём Вы испытываете трудности?

4. Как Вы стараетесь разрешить эти трудности?

5. Могли бы Вы поделиться своим опытом воспитания в семье?

6. В каком вопросе Вы нуждаетесь в помощи?

Анкета для родителей «Выяснение характера семейного уклада»

1. Выполняют ли ваши дети постоянный режим дня

( Да, нет, не всегда, иногда)

2. Согласованы ли у Вас в семье требования взрослых к детям? ( Да, нет, не всегда, иногда)

3. Как Вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления? (Хвалю, даю деньги, не замечаю, иногда замечаю, обращаю внимание на хорошее)

4. Знаете ли Вы друзей своих детей?

( да, нет, не всех)

5. Чем занимаются Ваши дети в свободное от уроков время? Подчеркните (помогают по дому, смотрят телевизор, читают, не знаю, гуляют на улице, смотрят кино)

6. Знаете ли Вы интересы своих детей?

( Да, нет, не все, не интересуюсь, нет времени интересоваться)

7. Имеют ли ваши дети постоянные обязанности по дому?

( Да, нет, не всегда, не все)

8. Какие отношения у Вас в семье между родителями и детьми?

Подчеркните (ровные, спокойные, требовательные, не терпящие возражения)

Анкета «Выявление уровня правовой культуры родителей»

( нужное подчеркните)

1. Участвуют ли ваши дети в решении семейных вопросов? (Да, нет, не считаем нужным, мы сами способны все решить)

2. Бывают ли случаи, когда вы не знаете, где находится ваш ребенок?

( Нет, иногда, нет времени следить за ним)

3. Какие действия Ваших детей Вы относите к нарушениям законодательства?

( Уход из дома, пропуск уроков, нецензурная брань, курение, выпивка, драка, оскорбление друзей и старших, угон транспорта, нарушение правил дорожного движения , порча зеленых насаждений, государственного имущества)

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность детей?

(10, 15, 17, 14, 12, 16, 18 лет, не знаю)

5. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок курит, выпивает, сквернословит, непочтительно относится к старшим?

(Побеседую с ним о вредности; объясню, к чему это приведет; ничего; отругаю; посоветуюсь с классным руководителем; побью; накажу; не пущу в кино; не дам денег на карманные расходы)

6. Применяете ли вы дома телесные наказания по отношению к своим детям ( да, нет, иногда , считаю их вредными, крайне редко)

Анкета для обучающихся «Стили общения в семье»

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются убедить, уговорить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) не обращают на тебя внимания;

д) могут ударить;

е) пытаются объяснить, что ты не прав;

ж) другое ___________________________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию по отношению к тебе?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое ___________________________________.

3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

в) ссора родителей,

г) когда ты чего-то просишь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое ___________________________________.

4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________;

Или наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________.

5. При тяжёлых провинностях, какой вид наказания выбирает

мать:_______________________ отец: _______________________

6. Опиши ситуацию радости, праздника в доме: _______________

________________________________________________________

Анкетадля родителей «Стили общения в семье»

1.Когда ребёнок вас не слушается, вы обычно:

а) кричите на него;

б) разговариваете, уговариваете;

в) не реагируете на его оправдания, молчите;

г) можете избить;

д) пытаетесь объяснить, что он не прав;

е) другое (что именно)______________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своём ребёнке?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое (что именно)______________________.

3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребёнка:

а) стремление воспитать;

б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребёнка;

в) ссора с супругом (супругой);

г) когда он чего-то требует, просит;

д) когда огорчает;

е) желание убедить его в своей точке зрения;

ж) не могу объяснить;

з) другое (что именно)______________________.

4. Появлялось ли у вас желание избить ребёнка, выгнать его из дома, запереть в комнате (подчеркните)?

а) да;

б) нет;

в) иногда;

г) трудно сказать;

д) другое (что именно)______________________.

5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжёлых провинностях ребёнка? _____________________________________________________

6. Когда вы сами были ребёнком и не слушались родителей, они чаще:

а) кричали;

б) пытались убедить, уговорить;

в) молчали;

г) били;

д) пугали избиением;

е) другое ___________________________________.

7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме: ___________________

___________________________________________________________

Анкета для родителей » Роль поощрений и наказаний в семье»

1. Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите примеры положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребенка.

2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

3. Какое влияние оказывает поощрение на воспитание у ребенка честности, правдивости, трудолюбия, уважения к людям?

4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное захваливание ребенка?

5. Вспомните свое детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежелательные поступки?

6. Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребенка на него?

Анкета для родителей «Поощрения и наказания в семье»

1. Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?

А. Да.

Б. Нет.

В. Не думал (а) над этой проблемой.

2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?

А. Как к необходимому и значимому атрибуту семейного воспитания.

Б. Как к родительской обязанности.

В. Не задумывался (ась) над этим.

3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?

А. Как к обязательному атрибуту семейного воспитания.

Б. Как к одному из важных элементов семейной культуры.

В. Как к необходимому атрибуту семейного воспитания.

4. Наказывали ли вас в вашей семье?

А. Да, регулярно.

Б. Иногда, если этого заслуживал (заслуживала).

В. Почти никогда.

5. Как вы поощряете своего ребёнка?

А. Материально.

Б. Морально.

В. Сочетаю различные формы поощрения.

6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?

А. Покупка вещей.

Б. Покупка игрушек.

В. Покупка вещей и предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка.

Г. Словесные формы поощрения.

Д. Телесные формы поощрения ребёнка (объятие, поцелуй и т. д.)

7. Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?

А. Физическое наказание.

Б. Исключение общения с ребёнком.

В. Лишение ребёнка чего-то.

8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?

А. Потерей контакта с ребёнком.

Б. Уходом из дома.

В. Агрессией и жестокостью по отношению к родным и чужим людям.

Г. Изменением нравственной сферы личности ребёнка.

Анкета для обучающихся «Наказания и поощрения в семье»

− Как часто тебя наказывают?

− Кто чаще всего тебя наказывает?

− Что может послужить поводом для наказания?

− Боишься ли ты наказаний?

− Что ты предпринимаешь, чтобы избежать наказания?

− Как часто тебя поощряют?

− Как тебя поощряют?

− Что может послужить поводом для поощрения?

− Кто из родителей тебя поощряет чаще?

− Ждёшь ли ты поощрения?

Анкета для родителей «Воспитание в семье»

1. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Личный пример; требование, убеждение, наказание, поощрение.)

2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку? (Да; нет; никогда.)

3. Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (Похвала; одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом; покупка ребенку новой книги или игрушки.)

4. Наказываете ли вы своего ребенка физически? (Да, нет, иногда.)

5. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? (Да, нет, не всегда.)

6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда.)

7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, иногда.)

Уважаете ли вы ребенка как личность? (Да, нет.)

Анкета для родителей «Воспитательная активность в семье»

  1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком?

(В течение дня, в течение недели, в совместной работе, беседах, кино, разговорах, на прогулке.)

2. Есть ли другие виды общения? Укажите их.

3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка?

4. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?

5. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их решаете?

Анкета для обучающихся «Искусство жить с родителями»

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

2. Говорят ли с вами родители по душам? Советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли вашей учебой?

4. Знаете ли вы друзей ваших родителей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?

7. Есть ли у вас общие с ними дела и увлечения?

8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?

9. В детские праздники вы предпочитаете оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?

10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?

11. Обсуждаете ли вы с родителями телепередачи, фильмы?

12. Бываете ли вместе с родителями в кино, театре?

13. Участвуете ли вместе с родителями в прогулках, походах?

Анкета для родителей «Искусство жить с детьми»

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей своего ребенка?

5. Бывают ли друзья ваших детей у вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

8. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. Детские праздники дети предпочитают проводить с вами или без вас?

11. Обсуждают ли дети с вами прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, музеях, кино?

14. Бываете ли вы с детьми на прогулках, в походах?

15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми или без детей?

Анкета для родителей «Как вы общаетесь с ребёнком?»

1. Что вы понимаете под словом «трудный ребенок»?

2. Как вы понимаете, почему ребенок становится трудным?

3. Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?

4. Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?

5.Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

Анкета для родителей «Изучение семьи ученика»

1. Ф. И. О. родителей.

2. Образование: высшее, среднее, начальное.

3. Возраст.

4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра?

5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери? (Нет времени, не хватает образования, педагогических знаний, считаете, что воспитанием должна заниматься школа.)

6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в музее, театре, на природе, никуда не ходите?

7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, дому, творческим объединениям?

8. Назовите качества характера своего ребенка, которые вы считаете:

а) положительными

б) отрицательными

9. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны: воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины?

10. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?

11. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?

12. Как и с кем проводит он свое свободное время?

Анкета для родителей «Как Вы воспитываете своего ребёнка»

  1. Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?

(Да, не очень, плохо.)

  1. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

(Круглые сутки, 5–6 часов в сутки, 1–2 часа в день.)

  1. Когда вы были с детьми в театре?

(Полгода назад, 3 месяца назад, в этом месяце.)

4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу и дополнительную литературу к урокам? (Да, иногда, никогда.)

5. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?

(Всегда, иногда, никогда.)

5. Как вы поощряете своего ребенка?

(Радуетесь вместе с ним его успеху, просто хвалите, покупаете дорогую вещь, игрушку.)

6. Как вы наказываете своего ребенка?

(Делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним; не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер; применяете физическую силу, не разрешаете гулять.)

7. Проводите ли вы семейные советы по воспитанию?

(Действуете согласованно, обращаетесь к посторонней помощи: соседям, классному руководителю, друзьям; каждый воспитывает по-своему.)

8. Видит ли ребенок ваши разногласия в семье?

(Нет; иногда; да.)

9. Учите ли вы своего ребенка уважать людей?

(Да; иногда; не затрагиваем этот вопрос.)

Анкетный опрос родителей на первом родительском собрании. Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество.

1. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а) Хорошей организации быта.

б) Радости общения.

в) Покоя и защищенности.

2. Что более всего заботит вас в семье?

а) Здоровье детей.

б) Хорошая учеба.

в) Трудовое участие детей в жизни семьи.

г) Настроение детей и причины его изменений.

3. Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным человеком.

б) Встретить любовь.

в) Иметь много друзей.

г) Реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а) Да.

б) Нет

в) Не знаю.

7. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

8. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) Радость общения.

б) Возможность быть самим собой.

в) Мучение и пытка.

Мои работы

Анкета для детей

Цель: выявить проблемы в семье.

1.Чем ты порадуешь маму?

2.Чем ты порадуешь папу?

3.Чем огорчишь маму?

4.Чем огорчишь папу?

5.Кому сделаешь сюрприз?

6.По кому будешь скучать, если надолго уедешь?

7.Папа не разрешает тебе идти гулять, что ты будешь делать?

8.Как тебя наказывают родители?

9.Чтобы ты хотел изменить в своей семье?

Анкета для детей. «Семья глазами ребенка».

Цель: определить стиль общения и воспитания в семье.

Вопросы

С кем ты живешь?

Тебе нравится проводить время дома? Хочешь ли ты быстрее пойти домой?

Твои родители часто разговаривают с тобой?

Как они разговаривают — ласково или ругаются?

Тебе спокойно дома? Не страшно?

Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает?

Если ты что-то сломал, мама поможет тебе или будет ругаться? А папа?

Если ты захочешь новую игрушку или киндер-сюрприз, родители сразу их покупают?

Что ты больше всего любишь делать в субботу или воскресенье?

Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе или нет?

Когда ты ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения и воспитания присущ семье.

Анкета для родителей «Взаимоотношения в семье»

Цель: определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты, наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

1) очень хорошими

2) хорошими

З) не очень хорошими;

4) плохими;

5) не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

1) да; 2) не совсем; 3 ) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

1) Ежедневно;

2) по выходным дням;

3) редко.

5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

1) Решаете сообща жизненные проблемы;

2) занимаетесь семейным бытовым трудом;

3) работаете на приусадебном участке;

4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

5) обсуждаете вопросы учебы детей;

б) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

7) каждый занимается своим делом;

8) допишите…

6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

1)да; 4) редко;

2) часто; 5) не бывают.

З) иногда;

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) Непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

4) разногласиями в вопросах воспитания детей;

5) злоупотреблением алкоголем;

6) другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

1) Примирение;

2) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

3) прекращение конфликтов на некоторое время;

4) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет;

3) иногда.

10) Как реагируют дети на семейные конфликты?

1)Переживают, плачут;

2) становятся на сторону одного из родителей; пытаются помирить;

3) уходят из дома;

4) замыкаются в себе;

5) относятся безразлично;

6) становятся озлобленными, неуправляемыми; пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что Вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье?

Опросник для родителей.

Инструкция: Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны — баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

1.Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать.

2.Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.

3.Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.

4.Современные школьные программы чересчур сложны.

5.Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.

6.Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

7.Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.

8.Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.

9.У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

10.Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.

11.В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

12.За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

13.Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14.Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.

15.Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов

12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

Анкета для родителей «Метод воспитания»

Цель: выявить у родителей методы воспитания ребенка.

Можете ли вы:

• В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

• Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

• Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

• Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы?

• Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

• Поставить себя на место ребенка?

• Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

• Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

• Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

• Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

• Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

Варианты ответов:

А — могу и всегда так поступаю — 3 балла.

В — не могу — 1 балл.

От 30 до 39 баллов — вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания — кнут и пряник.

Менее 16 баллов — у вас нет педагогических навыков воспитания ребенка.

Тест для родителей «Стратегия семейного воспитания».

Уважаемые родители, с помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей

как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей

интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит

за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Анкета для родителей.

Цель: выявить уровень знаний о ребенке.

1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

2.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?

3.Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

4.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?

5.Является ли Ваш ребёнок «кумиром семьи»?

6.Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные «Почему»?

8.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

9.Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

10.Решаете ли вы с ним его проблемы?

Тест: «Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье»

Что вы знаете о важности следующих факто­ров, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «-«.

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Да

Нет

1. Планирование беременности

2. Ожидание ребенка определенного пола

3. Постоянство материнской заботы

4. Режим питания

5. Наказания

6. Поощрения

7. Стиль воспитания в семье

8. Порядок рождения ребенка в семье

9. Имя ребенка. В честь кого его назвали

С помощью этой таблицы психолог анализиру­ет приведенные факторы, обсуждает их с родите­лями, организует исследование.

Исследование: «Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка? Каким образом?»

Для проведения исследования родители делят­ся на группы: группа «младших», — «старших», «средних», «единственных» детей.

После групповой работы проводится обсуждение результатов.

Задание: «Опишите особенности характера единственного, старшего, среднего и млад­шего ребенка в семье».

Тест: «Хвалить самого себя — нескромно?»

1. Как часто вы себя хвалите?

2. Нравится ли вам, когда вас хвалят?

3. За что можно хвалить?

4. Легко ли вам себя хвалить?

5. Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

— Вспомните свою жизнь,

— каждое свое достижение,

— любые, даже скромные заслуги,

— каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться,

— людей, которым вы помогли,

— вспомните события, которые без вашего учас­тия приняли бы другой оборот.

Что вы чувствуете?

Расскажите о своем отношении к высказыва­ниям, подтвердите примерами из жизни.

Ребенка хвалят — он учится быть благород­ным.

Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

Ребенка поддерживают — он учится ценить

себя.

Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

Тест «Хорошие ли вы родители?»*

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить дела и заняться ребенком?

2.Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отноше­нию к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если ре­бенок вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, пред­ставляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Устоять против детских слез, если вы уверены, что это ка­приз, мимолетная прихоть?

Ответы:

Да, я всегда поступаю так — 3 балла. Да, но не всегда поступаю так — 2 балла. Не могу — 1 балл.

Сумма от 24 до 33 баллов. Это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь понять его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее про­грессивных принципов воспитания и постоянной линии пове­дения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 14 до 24 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспи­тателя, но на практике не всегда применяете их целенаправленно. Порой вы чересчур строги, иногда излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитатель­ный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подхо­дом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 14. У вас серьезные проблемы с воспита­нием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стрем­ления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»

(Э. Бине)

Цель: определение позиции ребенка по отношению к семье.

Материал: 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров: 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик и грудной ребенок, «Никто».

Проведение теста:

1. Выяснение, кто составляет семью ребенка: «Расскажи о лю­дях, которые живут с тобой в доме, или расскажи о людях, кто входит в твою семью».

2.Инструкция: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую при­творную игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи».

Ребенок выбирает членов своей семьи и самого себя.

«В нашей игре будет еще одна фигура, это господин «Ни­кто». Здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них написано, а ты поло­жишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание никому не подходит, ты отдашь его «Никому».

Чтение карточек.

Вопросы теста

Положительные чувства, исходящие от ребенка.

1.… думает, что ты хороший. Кто хороший?

2.… любит тебя. Кто любит.… ?

3… нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нра­вится играть.… ?

4.… любит целовать тебя. Кого любит целовать.… ?

5— любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть.… ?

6… нравится быть твоим малышом. Чей малыш.… ?

I… … любит играть с тобой. С кем любит играть.… ?

8… нравится гулять с тобой. Кто должен брать.… на про­гулки.… ?

Отрицательные чувства, исходящие от ребенка.

9..… думает, что ты непослушный. Кто непослушный?

10… … не любит тебя. Кого не любит.… ?

II… … думает, что ты плохой. Кто плохой?

12… … хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшле­пать.… ?

13… … хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать.… ?

14… … ненавидит тебя. Кого ненавидит.… ?
15… думает, что ты гадкий. Кто гадкий?

16. Ты злишь.… Кто злит.… ?

Положительные чувства, получаемые ребенком.

17. Ты любишь играть с.… Кто любит играть с.… ?

18. Ты любишь целовать.… Кто любит целовать.… ?

19. Ты улыбаешься.… Кто улыбается.… ?

20. Ты даешь.… почувствовать счастливым. Кто делает.… счастливым?

21. Ты любишь обнимать.… ? Кто любит обнимать.… ?

22. Ты любишь.… ? Кто любит.… ?

23. Ты милый с.… Кто мил с.… ?

24. Ты думаешь, что.… — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает, что — милый мальчик (девочка)?

Отрицательные чувства, получаемые ребенком.

25. Ты шлепаешь.… Кто шлепает.… ?

26. Ты делаешь.… грустным. Кто делает.… грустным?

27. Ты бранишь.… Кто бранит.… ?

28. Ты доводишь.… до слез. Кто доводит.… до слез?

Оформление результатов: Обработка состоит в за­писи номеров вопросов в соответствующих клеточках и сумми­ровании количества вопросов, которые были присвоены каждо­му человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько «каждого вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи.