Подготовка к обществознанию

ЕГЭ по обществознанию: как готовиться самостоятельно

Обществознание стабильно лидирует среди предметов, которые российские школьники выбирают для сдачи ЕГЭ. Однако учебный курс по нему никак нельзя назвать лёгким. Ведь он включает в себя комплекс научных знаний по социологии, политологии, социальной психологии и философии. Учитель обществознания Роман Мосин рассказывает об особенностях экзамена и даёт рекомендации по подготовке.

Всё про ЕГЭ. Рассылка Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В КИМ (контрольно-измерительные материалы) по обществознанию входят вопросы из школьного курса, который проходят с 5-го по 11-й класс. И курс этот, безусловно, перегружен информацией, поэтому важно понимать, к чему именно нужно готовиться и какая литература может помочь.

Для подготовки к экзамену необходим обычный школьный учебник. Однако нужно помнить, что ЕГЭ по обществознанию определяет не только знания базового курса, но и выявляет навыки, полученные школьником за всё время обучения.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий — разных по форме и уровню сложности. В каждом билете есть следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор — в каждом из них можно выбрать несколько правильных ответов;
  • задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
  • задание на установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках);
  • задание на определение терминов и понятий.

Часть 1

Первая часть экзамена содержит 20 заданий, предполагающих краткий ответ. Чтобы выполнить эти задания, нужно знать основные факты, явления, процессы и уметь характеризовать их с научной точки зрения. Эти же задания проверяют навыки работы с текстами, схемами, таблицами, диаграммами (поиск нужной информации), умение анализировать, систематизировать и обобщать разрозненную информацию.

Важно: в заданиях первой части из шести вариантов ответов правильными могут оказаться два-три.

Часть 2

Во второй части девять заданий, и для них уже нужен развёрнутый ответ. В общем, это базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы: социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Задания выявляют умения работы с информацией: поиск, анализ, применение в условиях конкретного задания. А также умение работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, умение формулировать своё мнение и аргументировать его, умение составить план развёрнутого ответа.

Эссе

Для эссе нужно выбрать одну из пяти предложенных тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Иногда эти высказывания афористического характера.

Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок). Но выпускники вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Это задание проверяет широкий комплекс умений — раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

10 важных рекомендаций

  1. Сделайте пробный вариант и выявите «слабые места».
  2. Учите основные термины, понятия и определения.
  3. Для подготовки используйте учебные пособия (школьные учебники, пособия для абитуриентов, сборники схем и таблиц), о которых речь пойдёт ниже.
  4. Правильно распределите время на выполнение заданий.
  5. Это правило вытекает из предыдущего. Выполняйте сначала те задания, которые не вызывают у вас замешательства. К сложным вопросам вернётесь позднее.
  6. Внимательно прочитайте вопрос до конца и отвечайте именно на него. Ошибки в основном случаются именно из-за невнимательности или непонимания вопроса.
  7. Выполняя задания со схемами, таблицами, диаграммами и текстом внимательно изучите информационный материал и только после этого приступайте к его выполнению.
  8. В ответах на вопросы второй части старайтесь особенно чётко отвечать на поставленный вопрос, следить за правильностью формулировок.
  9. В эссе покажите максимум своих знаний и умений. Очень важно, насколько хорошо вы знаете персоналии из обществоведческого курса, умеете аргументированно доказывать свою точку зрения и использовать причинно-следственные связи.
  10. Начинайте подготовку заранее. Если делать всё в последний момент, легко многое перепутать — как уже говорилось, курс обществознания перегружен информацией.

Литература в помощь

Ни одно из пособий полностью не освещает все вопросы курса, каждый автор трактует предмет с позиции своей науки. Поэтому в идеале нужно прочитать всю литературу из списка. Тогда вы с лёгкостью сможете претендовать на высший балл.

  1. Обществознание: Учебное пособие, Арбузкин А.М., 4-е изд., перераб. и доп. 2011.
  2. Обществознание: Учебное пособие, Глазунов М.Н. под ред. Марченко М.Н., 2-е изд., перераб. и доп. 2011.
  3. Обществознание: Учебное пособие, под ред. Петрунина Ю.Ю., 7-е изд. 2011.
  4. Обществознание, 10 класс, Профильный уровень, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М., 2007.
  5. Обществознание, Учебник, Курбатов В.И., 2006.
  6. Обществознание, 100 вопросов и ответов, Бочков Б.А., Федоров Н.А., 2006.
  7. Конституция РФ 1993 г.
  8. Гражданский кодекс РФ 1996 г.
  9. Обществознание в схемах и таблицах, 8-11 класс, Лебедева Р.Н., 2016.
  10. Экономика: Базовый курс, Липсиц И.В. 2011.
  11. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко, 2009.

5 способов избежать стресса перед ЕГЭ

Как заставить подростка соблюдать ваши правила

10 способов не забывать выученное перед экзаменами и в жизни

Пять ловушек обществознания

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов. Многие из них уверены, что по нему-то уж можно «что-нибудь наболтать». Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно «наболтать», а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его «препарирование», что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам: экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки: многочисленных учебников и пособий. Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов, которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Как же избежать ловушек и превратить их в плюсы при подготовке?

Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Пять советов эксперта

Вот пять конкретных советов, которые дает одиннадцатиклассникам Максим Сигал, руководитель отдела преподавания из учебного центра MAXIMUM по подготовке к ЕГЭ:

«Не стоит недооценивать этот экзамен. Многие ученики относятся к обществознанию как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике — это определенно неверно!»

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.

Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.

Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

Многие родители ужаснутся, прочитав этот материал. Это так непросто и требует времени и усердия для подготовки! Но стоит ли пугаться, ведь все мы хотим научить своих детей способности самостоятельно рассуждать и логически мыслить. Часто в адрес ЕГЭ звучат обвинения: этот формат экзамена, дескать, «оболванивает» детей, заставляет преподавателей вместо передачи знаний заниматься «натаскиванием» на экзамен. Нам ведь это не нравится, не так ли? Так надо радоваться, что с ЕГЭ по обществознанию все наоборот — в процессе подготовки к нему дети учатся мыслить и использовать полученные ими знания. Не к этому ли стремится большинство родителей?