Эссе

1. Алгоритм написания сочинения

  • Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);
  • Определяем тип текста (художественный или публицистический);
  • Сформулируйте проблему и позицию автора;
  • Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);
  • Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста);
  • Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);
  • Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);
  • Продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;
  • Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче;
  • Проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть выделить в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже выделить в отдельный абзац. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца);
  • Не допускайте ошибок при переписывании. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки. Особое внимание следует обратить на речевые и грамматические ошибки.

Вступление. Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Комментарий к проблеме

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Структура комментария:

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Требования к комментариям:

  1. Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
  2. Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте.
  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
  4. Соответствие заявленной проблеме.
  5. 0 баллов ставится в комментарии если:
    • Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    • Комментарий не написан.
    • Комментарий написан без опоры на текст.
    • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример комментария.
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема».
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».

Как писать комментарий?

  1. Нужно внимательно прочитать текст.
  2. Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором.
  3. Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.

Клише для комментария:

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Как заканчивать сочинение?

  • Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.
  • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

Клише для выводов в заключении:

  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Советы!!!

  • Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
  • Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другом.
  • Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт».

Дополнительные материалы для написания сочинению ЕГЭ по русскому языку:

  • Критерии оценивания сочинения
  • Клише для сочинения егэ
  • Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2019

  • Требования к оформлению сочинения
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
  • 10 важных советов при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.
  • Как получить максимальный балл за сочинение
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ

Все школьные сочинения по литературе

Я ходжу до звичайної школи, навчаюся у 8 класі. Це останній рік перед нашими першими важливими екзаменами і я намагаюсь вчитися дуже гарно, щоб успішно їх здати та, можливо, після 9 класу обрати собі якийсь коледж чи технікум.

У мене велика родина: я, мама, тато, молодша сестра та собака. В селі мешкає бабуся з дідусем, у мами три сестри і в кожної по двоє дітей. Коли ми збираємося на якесь свято, то компанія виходить чималенька! Мені подобається, що в нас велика родина і всі спілкуються одне з одним. Це вселяє віру в те, що я в цьому світі не самотня і в мене завжди буде людина, до якої я можу звернутися.

Що можу сказати про себе? У мене багато захоплень. Я дуже люблю читати, писати власні твори: вірші та прозу. З цим, напевне, пов’язана моя любов до журналістики. В школі функціонує публіцистична студія, де я «працюю» редактором: допомагаю учням молодших класі опановувати різні жанри та стилі письма, ми разом працюємо над створенням шкільної газети. Ще я люблю музику і вже 5 рік відвідую музичну школу, навчаюся грати на фортепіано. Ця пристрасть у мене ще з самого дитинства і мені не набридає вчитися одразу у двох школах. Я не планую зв’язувати своє життя з музикою, це просто моє захоплення для душі, те, що приносить мені справжнє задоволення. Ще я дуже люблю подорожувати, але за кордоном я ще ні разу не була. Натомість я відвідала багато міст України зі своїми батьками. Вони намагаються організувати мені якусь поїздку кожного літа. Я вже була у Львові, Одесі, Євпаторії, Хмельницькому, Чернівцях. Кожне місто красиве, в нього свій характер, свій дух. Я записую свої враження до щоденника подорожей а потім, коли раптом мені набридає вчитися чи я втомлююся, я їх перечитую. Вони надихають мене, повертають мені спогади про чудовий відпочинок і я розумію, що мені є заради чого працювати над собою.

Крім музичної школи я ще відвідую курси німецької мови. Я вивчаю цю мову для того, щоб колись відвідати Німеччину. Моя краща подруга переїхала туди і тепер там буде проживати. Ми спілкуємося по Скайпу, переписуємося і колись я планую поїхати до неї в гості. А ще мені просто подобається вчити німецьку. Поступово я починаю розуміти деякі німецькомовні пісні, можу читати прості книги та оповідання. Це надзвичайно надихає! Я б хотіла вивчати ще одну мову, але це вже після того, як я закінчу музичну школу.

Зовсім скоро треба буде замислитись про вибір професії. В школі ми проходили профорієнтаційні тести. Всі вони показують, що найкраща професія для мене – це вчитель, лікар. Але я не бачу себе в цій професії. Мені подобається працювати з текстами. Можливо, я зможу стати перекладачем, адже дуже люблю мови, або редактором чи видавцем. Це мене цікавить набагато більше, ніж вчити дітей чи лікувати їх. До того ж я не люблю біологію. Мій улюблений предмет – це історія та зарубіжна література. І як з цього списку можна зробити висновок про мою майбутню професію? Я вважаю, що орієнтуватись треба виключно на власні відчуття. Мої батьки підтримають будь-який мій вибір. Вони мені потрошку розповідають про всі професії, про їхні недоліки та переваги. А остаточний вибір лише за мною. До цього ще два роки, тому ще буде час про це подумати!

А я ще я дуже не люблю спорт. Фізкультура – це те, що я не люблю всім серцем. Я не люблю бігати, стрибати, грати в спортивні ігри… Вчитель каже, що я просто не знайшла «свій» вид спорту. Можна вважати, що це правда. Можливо, колись у майбутньому я його все-таки знайду.

Ось таке моя життя. В тексті здається, що вона таке насичене та різноманітне, але насправді в ньому багато буденного та однакового. Хотілось би мати в житті більше пригод, більше вражень, емоцій, адже життя таке коротке! Школа скоро залишиться позаду, а я ще стільки всього не бачила! Сподіваюсь, життя дасть мені можливість здійснити всі мої мрії та плани.

< Предыдущая

Еще сочинения автора:

  • Твір про літні канікули
  • Твір про осінь
  • Твір на тему професії
  • Твір на тему магія в звичайному житті
  • Твір на тему що таке довіра

Эссе на тему «Работа»

Эссе на тему «Работа»

Каждый человек должен с ответственностью подходить к тому, кем он собирается работать. Ведь половину своей жизни, по сути, каждый из нас будет проводить на работе. Вряд ли у кого-то получится не заниматься трудовой деятельностью. Труд – естественное занятие, без него можно со скуки умереть. Каждый человек в обществе имеет право работать, что закреплено Конституцией.

Итак, работа у каждого из нас будет занимать много времени и сил. И что будет, если мы сделаем неправильный выбор профессии или войдем в коллектив, который нам не нравится? Работа не будет приносить удовольствие, ее придется «терпеть». С этим сейчас мирятся многие. Даже шутка есть: «Рабочий день сокращает жизнь на восемь часов».

«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни» — так советовал поступать китайский мудрец Конфуций. Похожую мысль высказывал украинский мыслитель Григорий Сковорода. Нужно выбирать занятие в соответствии со своими способностями, склонностями. Здесь нельзя следовать за рекламой или бегать за «престижностью».

При выборе работы молодежи полезно прислушиваться к мнению родителей, но решающее слово всегда за самим человеком. Не должно тут быть шаблонов. Никто не сказал, что каждый из нас обязательно должен каждый день сидеть в офисе по восемь часов, и это верх счастья. Кто-то любит ездить в командировки, смотреть на мир. Кому-то подходит труд физический. Другому нравится работать сутки через трое, чтобы объединять свободное время. Сейчас многие люди трудятся у себя дома за компьютером и общаются с работодателем удаленно. Кто-то творческий человек и действует, когда есть вдохновение. А кому-то подходит бизнес без начальников.

Трудовой процесс должен быть организован правильно. Работник по закону имеет право на выходные, отпуск, нормированный рабочий день, на оплату сверхурочно отработанного времени. Его рабочее место должно быть правильно организовано. Сотрудник обязан соблюдать дисциплину, но и начальство не имеет права «прессинговать» его, унижать, заставлять трудиться бесплатно. Если работодатель нарушает эти правила, а всем недовольным угрожает увольнением, за такое место работы держаться не надо. Можете со мной спорить, но я так считаю, и сейчас объясню свою мысль.

Сейчас в нашем обществе очень ценят работу, потому что ее нелегко найти. Деньги-то всем нужны, все хотят кушать! Но часто работа «отодвигает» за задний план другие человеческие ценности: семью, дружбу, достоинство, здоровье, безопасность. То есть то, что за деньги не купишь. А потом может случиться так, что останется одна работа, и больше ничего…

Поэтому, если работа наносит вред другим важным в жизни вещам, да еще ее приходится «терпеть», то стоит ли она заработанных денег?

Лично я хочу больше общаться по своей будущей работе с людьми и получать за это достойную оплату. Я люблю знакомиться, разговаривать, умею убеждать и создавать людям хорошее настроение. Мне подходит труд менеджера, торгового представителя, администратора. Очень интересными я считаю торговлю, гостиничный и туристический бизнес, работу бортпроводника или стюарда.

Сочинение на тему | Октябрь 2015

Учимся писать Эссе

  • Карпенко Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

В связи с введением в 2006-2007 учебном году ЕГЭ во всех школах нашей страны, ученикам были предложены новые формы сдачи выпускных экзаменов. Теперь для успешной итоговой аттестации по русскому языку необходимо иметь не только теоретические знания по данному предмету, но и умение дать развернутый ответ в жанре эссе. Также все задания, которые предлагаются в части С — определить основную мысль текста, сделать языковой анализ и написать собственное сочинение-отклик на основную тему, — должны быть логично скомпонованы и композиционно правильно выстроены. Ведь отличие письменной речи от устной в том и состоит, что письменная речь всегда целенаправленна.

Задание открытого типа с развернутым ответом — это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • практической грамотности — оформления высказываний в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования и роста.

Зачастую ученики либо пересказывают текст, либо пытаются дать его полный лингвистический анализ. На самом деле надо понять основную мысль исходного текста, ведь именно от этого зависит раскрытие темы эссе. Выпускник также должен согласиться или не согласиться с мнением автора текста, привести ряд аргументов, доказывающих его позицию. В тексте сочинения должно быть место формулировке основной мысли исходного текста, анализ с объяснением использования этих языковых средств и объяснением того, как ученик понимает эти оттенки смысла. Должно найтись место и собственному мнению ученика, вступлению и заключению сочинения.

Уже не первый год ученики нашей школы занимаются проектной деятельностью.

Т. к. в объеме школьной программы не предусмотрено необходимое количество часов на изучение и отработку навыков по написанию эссе, я посоветовала своим ученикам для защиты проекта на «Ярмарке идей» выбрать тему «Как написать эссе» и вместе составить алгоритм написания части С. Ребята с интересом работали над этой темой, считая, что эта работа поможет им успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.

В своей работе выпускники рассмотрели следующие вопросы:

  • История рождения литературного жанра эссе.
  • Определения эссе.
  • Особенности эссе как литературного жанра.
  • Разновидности эссе.
  • Подготовка к написанию эссе.
  • Структурная схема эссе.
  • Как написать эссе. Примеры эссе.
  • Памятка для учащихся при написании эссе.
  • Требования, предъявляемые к эссе.
  • Алгоритм написания эссе.

Цель данного проекта:

  1. Создать алгоритм написания эссе.
  2. Помочь выпускнику успешно сдать экзамены в форме ЕГЭ.

Вторичная цель: раскрыть свои индивидуальные особенности: способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать – готовность к написанию.

Задачи проекта:

  • изучить жанр эссе;
  • показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;
  • самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;
  • развить читательскую и творческую активность.

Подготовительный этап к написанию эссе

  1. Внимательно прочтите текст, предлагаемый для написания эссе.
  2. Вспомните, что вы знаете об авторе.
  3. Найдите ключевые слова.
  4. Запишите объективные ключевые слова по группам.
  5. Отметьте стрелками связь или противопоставление объективных ключевых слов.
  6. Рядом с объективными запишите субъективные ключевые слова, отнеся их по смыслу.
  7. Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение.
  8. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?).
  9. Сформулируйте проблему текста в виде вопроса.
  10. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
  11. Подумайте, какие вы будете использовать литературные приемы, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
  12. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
  13. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
  14. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Алгоритм написания эссе:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора исходного текста.
  4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
  5. Заключение.

Комментарии к алгоритму:

1. Формулировка проблемы исходного текста.

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

  • текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;
  • концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)
Автор выявляет сущность (чего)
Автор излагает свой подход (к чему)
Автор исходит из того, что
Автор показывает собственное понимание (чего)
Автор считает правомерным (что)
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Приведенные примеры автор характеризует как
По мнению автора
Автор убедительно доказывает (что)
Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что
Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)
По мнению автора, важное значение имеет (что)

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов:

I. Логические

  • Факты
  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)
  • Статистика (количественные показатели развития производства и общества)
  • Законы природы.
  • Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • Данные экспериментов и экспертиз.
  • Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные

  • Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.
  • Литературный пример из общеизвестного произведения.
  • Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

III. Ссылки на авторитет

  • Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
  • Цитата из авторитетного источника.
  • Мнение специалиста, эксперта.
  • Мнение очевидцев.
  • Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

5. Заключение.

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом).

Алгоритм написания эссе

1. Формулировка проблемы исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

5. Заключение.

Памятка для учащихся при написании эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

1. Проблема исходного текста.

10%

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

10%

3. Отражение позиции автора исходного текста.

20%

4. Собственное мнение учащегося, аргументы. 2 аргументированных доказательства (опровержения), тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход.

40%

5. Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%